пятница, 5 февраля 2010 г.

МЕЧТЫ ГУСАРА

В. А. Петрушевский

РОДИНE


«О, Русь! Я был в твои сeдины,
«И в славу русскую влюблен ,
«А нынe, брошенный судьбою
«На остров в море-океан ,
«Всегда, всегда в мечтах с тобою
«Твой вeрный ратник и баян .







ОТ АВТОРА

Весь чистый сбор от продажи этой книги, посту¬пить в пользу Инвалидов : — 75 % в Зарубежный союз русских военных инвалидов , а 25 % в пользу дорогих однополчан , Александрийских Ея Величества гусар для той же цeли.

Я не буду обижен , если читатель критически от¬несется к моей скромной Музе, но буду безгранично счастлив , если мои стихи заставят сильнeе забиться сердца русских патриотов , находящихся на чужбинe и вдохнут в них надежду и вeру на свeтлое и славное будущее дорогого нашего отечества.
В. Петрушевский
о. Ява.

ПАРИЖ
ИMPR. DE TRAVAИLLEURS ИNTELLECT. 9-BИS, RUE BELLOT. PARИS (XИX).
1930




МЕЧТЫ ГУСАРА

Я не горжусь пред шумным светом ,
Мнe нечeм перед ним блистать,
Меня никто не чтит поэтом,
Но все же я могу сказать,
Что Богом данного таланта
В чужих краях не зарывал ,
И в жалкой долe эмигранта
Всегда о родинe мечтал .


МОЛИТВА

Господь Всемогущий! Ты слышишь рыданья,
Ты слышишь как стонет Твой бeдный народ ,
Ты видишь все горе, всю бездну страданья
И море, великое море невзгод .
Господь Всемогущий! Одна лишь дорога
К Тебe обратиться, Тебe я молюсь,
Прошу у Тебя, Милосердный, немного —
Пусть снова воскреснет великая Русь.
Пусть снова, как в старые, добрые годы,
Без рабства, без крови, без чуждых оков ,
Под властью Монарха, без горькой свободы,
Россия увидит Твой Божий Покров .
И нивы ея, безконечныя нивы,
Пусть также желтeют в июльские дни
И храмы, что нынe стоять сиротливы,
Пусть снова затеплять лампадок огни.
1925


ПАМЯТИ
ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА
Николая Александровича

Спи Государь! Тебя добром помянет ,
Благословит несчастный Твой народ ,
Спи с твердой вeрою, что время, то настанет ,
Когда убийц Россия проклянет .
Прости-же ей предсмертныя всe муки,
Обиды всe прости и позабудь.
Смотри — она уж тянеть к небу руки,
И бьет в тоскe в свою больную грудь.
Смотри — она несчастная какая,
Как , вся в огнe горить Россия-мать,
Как вкруг нея волков собралась стая
И по частям стремится разорвать.
Прости-ж ее и спи, наш Царь, спокойно,
Пускай ничто Твой не тревожит прах ,
А по Тебe, на цeлый мир достойно,
Мы тризну спразднуем на вражеских поляхь.
В рь Русский Царь, за все придет расплата
И вспомнить мир про Русь, как было встарь,
Увидит вновь он Царскаго солдата…
Пока-же — спи спокойно, Государь!
1921 г.


ПАМЯТИ
ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ
Александры Феодоровны

Как грешны мы перед Тобою,
Как мы должны Тебя любить?
Какой горячею слезою
Вину мы можем искупить?
Как про Тебя всe дерзко лгали,
Как не могли Тебя понять,
Как в невозможном обвиняли
Царицу, женщину и мать!
Когда бы мы с пролитой кровью
И с мукой всeх послeдних лeт ,
Могли к святому изголовью
Послать прощальный наш привeть,
Просить, как милости, прощенья –
Простишь-ли Ты, Царица, нас
За клевету и оскорбленья,
За свой послeдний в мирe час ?
О, да! Слезам Ты знаешь цeну,
С душой кристальной чистоты
Ты нам позорную измeну
Простишь с небесной высоты.
С Твоей терновою короной
Ты носишь святости печать
И нашей сeверной Мадонной
Судьба Тебe пророчить стать.
А Русь, сожженную средь лeса
Ватагой каторжных убийц ,
Тебя, нeмецкая принцесса,
Почтить Царицей из Цариць.

РОССИЯ

Русскому сердцу ты только понятная,
Милая родина-мать.
Пусть над тобою, страна необ ятная,
Божья царит благодать.
Видeла счастья ты дни и величия,
Видeла много невзгод —
Все перенес , пережил без различия!
Русский великий народ .
Временем грозная, временем хилая,
Можно-ль тебя разгадать?
Мы ж за тебя, наша родина милая,
Душу готовы отдать.


РОДИНE
дорогой и всегда любимой

Ни за звонкий метал , ни за блага земли,
Я тебe измeнить не желаю,
И гдe предки мои родились и росли
Там душой я своею витаю.
Гдe могилы отцов , гдe могилы друзей,
Павших в честных боях со врагами,
Там не может не быть у скитальца связей —
Он прикован к странe той цeпями.
За тебя-ль не учил я молитвы читать
И шептать их устами дитяти,
За тебя-ли не шел на войну умирать
Я в рядах нашей доблестной рати?
Не тебe-ли клялся я служить до конца,
Защищать твое счастье и славу
И уeхал в изгнанье по волe Творца
Послe долгой борьбы я на Яву?
За тебя-ль не готов еще раз на борьбу
И, не зная душою покоя,
Я несу на плечах роковую судьбу
Революции русской изгоя.
И в чужой сторонe, гдe созвeздье Креста
Блещет ночью на чуждом мнe небe,
О тебe-ль не молю Милосердца-Христа
Прежде чeм о насущном мнe хлeбe?
Ты распята, как Он за чужие грeхи,
Но наступит еще воскресенье
И краснeть будут тe, кто смeнили вeхи
И не вeрят в твое возрожденье.
Нeть, за звонкий метал и за блага земли
Я обeтов своих не нарушу
А за храмы твои, за святые кремли
Я отдам мою русскую душу.
1927


* * *

Если порою взгрустнется,
Ляжете на сердце печаль,
Дума стрелой понесется
К сeверу милому, вдаль.
Гдe вы, поля золотыя
Богом забытой страны?
Кто погрузил вас , родныя,
В эти печальные сны?
Сколько народа побито,
Пролито крови и слез ?
Вся ты печалью повита
В прахe разрушенных грез …
Только и дышешь в надеждe –
Вспрянеть родная страна
И засверкает , какь прежде,
В солнечном блескe она.
Темная ночь пронесется,
Снова заблещут кресты,
Божия милость прольется
С синих небес высоты.
Снова янтарною рожью
Пахарь наполнить гумно,
Снова по-русски, по-Божьи,
Будет нам жить суждено.


РОДИНE

Люблю тебя, страна родная!
Я с дeтства чуткою душой
Тебя познал , еще не зная,
И был всегда сын вeрный твой.
Любил народныя былины,
Твою сeдую старину,
Простор полей, снeга и льдины
И лeса дeвственнаго тьму.
Любил печальные напeвы,
Избушек сeрых долгий ряд
И безконечные посeвы
И зимний сказочный наряд .
Любиль я в праздник перезвоны
Твоих безчисленных церквей
И старописныя иконы
В стeнах задумчивых кремлей.
Любил я царския дружины
И тихий шелест их знамен .
О, Русь! Я был в твои сeдины,
И в славу русскую влюблен .
А нынe, брошенный судьбою
На остров в море-океан ,
Всегда, всегда в мечтах с тобою
Твой вeрный ратник и баян .
1928


РОССИИ

Прости Россия дорогая,
Голубка бедная моя,
Прости, тебя покинул я,
Чтоб здeсь, душою изнывая,
Мечтать и думать лишь о том ,
Как я вернусь к тебe потом .
Я так люблю тебя, родная,
Что без тебя мнe свeт не мил
И здeсь, среди земного рая,
Как без воды цвeток , я хил .
Скажи, зачeм мнe пальмы эти,
К чему златыя эти сeти
И олеандры, и банан
И всe красоты южных стран ?
Здeсь сердце знает только слезы.
Но вeрь, милeе всeх красот ,
Милeе лeта круглый год
Мнe о наши русские морозы,
Сосна, береза, дуб и ель
И наша русская мятель.
Когда теперь я вспоминаю,
Какой была ты много лeт ,
Еще сильнeй душой страдаю,
Что вижу нынe столько бeд .
Повeрь, тебя б я не оставил ,
Когда бы знал , что снова ты
Распустишь вновь свои цвeты,
Которые внe всяких правил
Сорвал безумый ураган ,
Смял революции туман .
Какою ты была богатой,
Какою сильной и большой.
За что теперь такою платой
Ты искупаешь свой покой?
За что ты терпишь эти муки,
Когда-то грозный великан ?
И тянут из сосeдних стран
К тебe завистливыя руки
Твои друзья, чтоб что-нибудь
Вонзить в твою больную грудь.
Чтоб что-нибудь забрать скорeе
Пока ты не окрeпла вновь,
Чтоб сдeлать боль еще больнeе
И отравить сильнeе кровь.
Но вeрьте, вeрьте, лицемeры,
Еще окрeпнет наша Русь
И первый я за меч возьмусь
Чтоб доказать вам твердость вeры.
В свою страну и в свой народ ,
Чтоб знали вы, что Русь вперед
Еще продвинется далеко,
Что нeту сил сломить поток ,
Который шлет за валом вал ,
Бурля и прыгая меж скал .
Орлы стервятники! Забыли,
Что значить Русский богатырь,
Чeм мы назад два вeка были
И как раздвинулися в ширь?
На мертвеца вы налетeли,
Но Русь — вeдь это трупь живой;
Еще он справится с собой
И вновь поднимется с постели.
И вот тогда наступит час ,
Когда «друзья» узнают нас .
Да, час придет , я вeрю в это,
Воскреснет русский наш народ,
Пусть буду я на гранях свeта,
Но вмиг помчусь на пароход .
Пусть он везет меня скорeе
Туда, на сeвер , гдe мороз ,
Гдe лeс из сосен и берез ,
Гдe каждый домик мнe милeе,
Чeм здeшний, но чужой дворец ,
Гдe я увижу, наконец ,
Народ родной, многострадальный,
Церквей услышу говор дальний,
Гдe, вeрю я, когда вернусь,
Разгонит солнце злыя тучи
И снова сильный и могучий
Увижу я родную Русь.
1921 г.


РУСЬ, ПРОСНИСЬ!

По декрету товарища Ленина
Из глубин императорских зал
Ты у стeнок тюремных разстрeляна
И заброшена в мрачный подвал .
Там лежишь ты, штыками изранена,
Догорая, как в небe заря,
И забыла Ивана Сусанина
Снарядить для спасенья Царя.
Комиссары, что воры из Тушина,
Дикой волe не знают границ ,
Православная церковь задушена,
Взяты пастыри в нeдра темниц .
Всe короны распроданы царския
И пошли на уплату измeн ...
О, придите, придете-ж Пожарские,
Вновь явись патриарх Гермоген .
Русь! Не вся-ж ты врагами замучена,
Соберись на священную брань,
Словно море вскипи взбаламучено,
Против дьявола ига возстань.
Встань из праха и грязи, распутница,
Развернись во всю русскую ширь.
Не с Тобой-ли Мария-Заступница
И Георгий — святой богатырь?
От князей ты Донского и Невскаго
Перед битвой получишь совeт ,
От Сергия придет Радонежскаго,
Кяк вь былые года, Пересвeт ,
И собьешь ты оковы мучителей,
Что сковали могучую грудь,
И пойдешь по стопам побeдителей
На широко расчищенный путь.
Всe границы, что так перекроены,
Чтоб державный замедлить полет ,
Вновь исправят с молитвою воины —
Сам Суворов штыки их примкнет .
Нарядившись в кокошник жемчуженный,
В свой расшитый цвeтной сарафан ,
Древне-русскою сeткой кольчуженной,
Ты от новых прикроешься ран .
Вся слезою омытая чистою,
Приподняв соболиную бровь,
Под фатою своей серебристою
Будешь первой красавицей вновь.
Тучный колос взойдет с поля дикого,
С братской кровью пропитанных нив ,
Прыгнет выше Ивана Великаго
Мeдный Всадник ... змeю раздавив .

1928


ГРУСТЬ

Я грущу и сжимается больно
Мое сердце при взглядe на Русь
И, как в прежнее время, невольно,
Я за старую саблю берусь.
Что висeть на стeнe тебe даром
И ржавeть в незнакомой странe?
Не пора-ли с безсмертным гусаром
Побывать еще раз на войнe?
Не пора-ли коня вороного
Оседлать нам походным сeдлом
И помчаться марш -маршем , чтоб снова
Нам помeряться с дерзким врагом ?
Чтоб в боях за величье России
И за старую русскую честь
Нам в родной и знакомой стихии
Показать свою силу и месть.
Я, как плeнник , стремлюся на волю,
Я, как странник , скитаюсь во мглe,
Я тоскую по бранному полю
И по русской любимой землe.


ТОСТ

Я пью за наш трехцвeтный стягь!
Пусть снова гордо он взовьется,
Пусть снова Русь под ним сберется
И да придет к нам вновь Варяг .
Я часть Руси на южных гранях моря:
Со мной мой меч и черный доломан ,
Портрет Царя, как вeчный призрак горя,
И в сердцe слeд оть пережитых ран .
Я часть Руси, которую невзгода,
Как мяч , забросила за море-океан ,
Я вeрный сын великаго народа,
Солдат душой и дней былых баян .


МЕЧТЫ ГУСАРА НА ВУЛКАНE

Я здесь одинок на вулканe,
Мечтаю о прошлом , войнe,
И снова далекую пани
Я ночью увидeл во снe.
Вот фолькарк , гдe мы отдыхали,
Здeсь ласково встрeтили нас .
Гусары коней посeдлали —
Уж пробил назначенный час .
Себя заставляю я силой
Веселое сдeлать лицо,
Прощаюсь с хозяйкою милой
И быстро иду на крыльцо.
«Прощайте!» С улыбкой, как чары,
Успeла лишь ручкой махнуть,
Как снова лихие гусары
В опасный пустилися путь...
С тeх пор измeнилось так много,
Дни жизни походной прошли
И лишь на чужбину дорога
Защитнику русской земли.
Теперь я живу одиноко
В чужой, в незнакомой странe,
Но в полночь за Вартой, далеко,
Мнe грезилась пани во снe.


ГУСАР НА ВУЛКАНE

Хорошо у меня на вулканe,
Гдe вдали от вражды и страстей,
Я живу, как в чудесном романe,
Лишь с мечтою волшебной моей.
Ветер шепчет мнe дивныя сказки,
Тучи ходят ко мнe на поклон ,
По утрам мне эфирныя краски
На востокe дарить небосклон .
И трубят и гудят сольфатары,
Извергая клубящийся пар ,
Как в минувшие годы фанфары
В Лету канувших черных гусар .
Кратер , в видe гигантской подковы,
Извержения тайну хранит
И лежать на нем лавы оковы
И, как золото, сeра блестит .
Если ж тучи внезапно заплачут ,
Засверкают зигзаги огней,
Водопады, как серны, поскачут ,
Пробираясь меж скал и камней.
Близь бивака, в лесу орхидеи,
Кружева безконечных лиан ,
Ночью звeзды во тьмe, как камеи,
Как безсмертных гусар доломан .
Мне поет о любви серенады
Соловьев экзотических хор
И трещат мнe легенды цикады,
По цвeтам совершая дозор .
А колибри, такия малютки
Не страшась подлетают ко мнe,
И сгорают за сутками сутки
В солнца вeчнаго ярком огнe.
Лишь порою лазурныя дали,
Гдe безбрежный лежит океан ,
Мнe напомнит о вeчной печали
И окутает душу туман .
Хорошо у меня на вулканe,
В ясный день он красив без прикрас ,
Я живу, как в чудесном романe,
Но... на родинe лучше в сто раз .


ЖЕНE ГУСАРА

Ты, моя женка любимая,
Ты не сердись на меня,
Если тебя, ненаглядную,
Я промeнял на коня.
Помни — хотя и далеко ты,
В мыслях ты все же со мной,
Только гусару полезнeе
Сабля и конь боевой.
В наше ли время тяжелое
Думать о нашей судьбe,
Если вся Русь необ ятная
Стонет в великой борьбe?
Вот , когда солнце побeдное
Встанет над русской землей,
Всe мои думы и помыслы
Будут с любимой женой.
Ну, а пока, ненаглядная,
Ты не сердись на меня,
Если тебя, моя женушка,
Я промeнял на коня.


Памяти К. Н. БАТЮШКОВА

Погиб корнет , лихой рубака.
Он гордость черных был гусар ,
Его послeдняя атака
Врагу тяжелый был удар .
Когда германскую пeхоту
Он у Козян атаковал ,
То изрубил без мала роту,
Но сам в бою неравном пал .
С ним был лишь взвод . За это дeло
Его представили к кресту,
За то, что он исполнил смeло
Свой долг и умер на посту.
За то, что он врагам не сдался,
Когда был ими окружен ,
Как лев , отчаянно сражался
И был лишь смертью побeжден .
Да, он погиб ... Жена рыдает ,
Не встанет он в безсмертный строй!
Погиб корнет , но полк весь знает ,
Что Костя Батюшков герой.
1915


Корнету И. В. ЖЕРЕБЬЯТЬЕВУ

Спи, товарищ лихой, спи безсмертный корнет ,
Без страданья, без боли от раны.
Ты был ранен с зарей, а угас ея свeть —
Ты увидeл надзвeздныя страны.
Полк биваком стоял у могилы твоей,
Все простились безмолвно с тобою
И стекала невольно слеза из очей
Так привычных к печали и бою.
Но повeрь, дорогой, за тебя отомстят
Твои братья, лихие гусары —
Твоей смерти врагу никогда не простять:
За удар он получить удары.
1915


ВEНОК НА МОГИЛУ
стараго Александрийца

Ты пал гусар на полe славы,
Сраженный вражеской рукой,
Ты крeпко спишь в тeни дубравы
В могилкe скромной над рeкой.
Наш полк родной в разгарe битвы
С тобой проститься не успeл ,
Но, сотворив в душe молитвы,
Отвeтил грудой вражьих тeл .
Мы долго дрались и страдали,
Как вдруг ... сорвался звук фанфар ,—
Иныя пeсни зазвучали…
Теперь в Самарe нeт гусар .
Исчезло все, что было свято,
Какь сон , исчез безсмертный полк
И брат восстал с мечом на брата
И горло грыз ему, как волк .
Ты счастлив , пав в пылу сраженья,
Тебe невeдомы тe дни,
Когда, по волe Провидeнья,
Погасли свeтлые огни:
Когда над Русью необ ятной
Взвился крамолы красный бeс
И в пляскe дикой и развратной
Орел наш царственный исчез ;
Тебe невeдом яд печали,
Терзавший храбрыя сердца,
Когда штандарт наш зарывали
В аллеях стараго дворца.
Тебe невeдомы страданья
Забытой Господом земли,
Всe муки ада и рыданья,
Когда снимались корабли...
Быть может , набожной рукою
Твой скромный крест в цвeты одeт
И спишь ты тихо над рeкою
Гусар давно минувших лeт .
1929


* * *

Гдe полк родной? Гдe черные гусары
И цeл ли наш Георгиевский штандарт ?
Нанес нам всeм коварные удары
И погубил проклятый прошлый март .
Уже давно не блещут доломаны
И мнe не встать в лихой безсмертный строй —
Допили мы, друзья, свои стаканы,
Вина уж нeт — есть мыслей черный рой.
Прости, прощай на вeк , былое время,
Безсмертный полк — ты, как мечта, исчез ...
Теперь гусар не вложит ногу в стремя,
Сь коня давно он с болью в сeрдце слeз .
1918


* * *

Я вeрю в то, что цeл наш полк ,
Что цeл штандарт — эмблема чести
И что врагов в минуту мести
Еще увидит старый шелк .
Я вeрю в то, что полк родной,
Настанет время, вновь сберется,
Что пeснь безсмертная зальется
И будут всe друзья со мной.
1919


ПОЛКУ РОДНОМУ
5-му гусарскому Александрийскому Ея Величества

Проходят дни, проходят годы,
Давно исчез безсмертный полк ,
Рукою вeрной в дни свободы
Священный гдe то спрятан шелк .
Замолкли трубы и фанфары.
И голос бравых вахмистров —
Ея Величества гусары
Не рвутся лихо на врагов .
Не рeют в воздухe султаны,
Не слышно ржания коней,
Красой не блещут доломаны
Красой былых и славных дней.
Как будто все умчалось в Лету,
Годам былым возврата нeт —
Судьбой разбросаны по свeту
Гусар , полковник и корнет .
Но нeт , придет пора иная,
Сомнeний быть не может в том :
Семья сберегся полковая
Под ИМПЕРАТОРСКИМ орлом .
Перетерпeв судьбы удары,
Окрeпнет родина опять
И будут черные гусары
На мeстe прадeдов стоять.
1923


Я ПОЗДНО РОДИЛСЯ

Я поздно родился. На цeлое столeтье.
Моей душe мила родная старина —
Тогда б не видeл я весь ужас лихолeтья,
А славу родины во дни Бородина.
Тогда б , вступив в Париж , гдe русския знамена
Так гордо вeяли, забыв Москвы пожар ,
Поставил б часовых в дворец Наполеона
Из бравых усачей и доблестных гусар .
В бою перед врагом , не вeдая бы страха,
Я на защитный цвeт смотрeл , как на обман ,
И в дни лихих атак , как и во дни Кацбаха,
Горeл на мнe всегда блестящий доломан .
Честь рыцаря храня, не вeдал бы о газe,
Мой враг бы не взлетал , как хищник , в
облака
И на груди моей, как трещина на вазe,
Покоились б слeды дамасскаго клинка.
Тогда б не видeл я печальных дней свободы,
Всю грязь предательства и весь позор измeн ,
Кошмарный большевизм — продукт послeдней
моды,
Как полудикий джаз и платья до колeн ...
Невольным я б не стал поклонником Байрона,
Влюбленный в красоту давно минувших дней,
Я ненавижу мир , упавший до чарльстона,
Который замeнил прелестный минуэт .
И жизнь моя была б так сказочна прекрасна,
Я знал бы цeль ея — Россия, Царь и Богь
И если ,б умер я, то умер не напрасно
За родину в бою, отдав послeдний вздох .
Тогда б я не влачил печальных дней изгоя,
Как тeнь минувшаго, как «бывший» человeк ,
А гордо бы стоял в рядах родного строя...
Я поздно родился, на цeлый ровно вeк .
1927


НОВЫЙ 1918 г.

Год наступает голодный,
В центрe России война,
Стонет от «власти народной»
Наша родная страна.
В заревe грозных пожаров
Тeни шакалов снують,
Дикия банды вандалов
Цeпи России куют .
Подняли брата на брата
Вихри безумных идей,
Отдана щедрая плата
Замыслу кучки людей.
Грезы о счастьи вь туманe,
Стонет и плачеть народ —
Он получил «на экранe»
Хартию русских свобод .


* * *

Нам некого винить — мы сами виноваты,
Что красная взошла над родиной заря,
Вeдь это только часть заслуженной расплаты
За то, что своего мы предали Царя.
Мы были всe тогда под властию гипноза
И козни дьявола казались правдой нам ,
Цвeти-ж , благоухай, свободы дикой роза,
Но помин — кровь Царя взывает к небесам .
Когда же минет срок Божескаго гнeва,
Когда Господь простить заблудшийся народ ,
Мы громко скажем тeм , кто звал Россию
влeво:
«Вам в Палестину путь, а нам с Царем
вперед ».

1922


* * *

Плачьте-ж , рыдайте, печальныя струны,
Лиры печальной моей —
Русь погибает во власти коммуны.
Плачьте, рыдайте по ней.
Сь горем спозналась она, дорогая,
С горем , с великой нуждой.
И переполнилась с края до края
Гнeвом и братской враждой.
Плачьте-ж , рыдайте, печальныя струны,
Вь сумракe этихь ночей,
Бога молите — «да сгинуть коммуны,
Цeпи Руси палачей!»


28 февраля 1927 г.

Я эту ночь не спал — мнe грезилась Россия
И революции кровавый карнавал ,
Низверженный Монарх и Новая Мессия —
Свобода. Горькая... Я эту ночь не спал .
Мнe грезился народ , обманутый врагами,
Лилася кровь рeкой, был слышен лязгь
кандал ,
Я видeл мертвецов несчетными рядами,
Я видeл сущий ад и эту ночь не спал .
Я эту ночь не спал — мнe слышалися звуки
Терзаемых людей и, не сомкнув очей,
Я видeл , как во мглe, убийц Царевых руки
И банду красную кремлевских палачей.


НА ВУЛКАНE

Чуть брызжет полоска разсвeта с востока,
Кругом облаков океан
И словно как остров над ними высоко
Поднялся главою вулкан .
Гляжу я на дивно прекрасныя краски
И вдругь, молниеносной мечтой,
Я вдаль убeгаю и вмиг , точно в сказкe,
Я там , за запретной чертой.
Я там , далеко за предeлом туманов ,
Куда всей душой я стрeмлюсь,
Гдe нeту ни зноя, ни пальм , ни вулканов ,
Но гдe моя родина Русь.
Чужбина, хоть ты благосклонна кь изгою,
Но все-ж не по сердцу ты мнe —
Здeсь звeзды чужия горят надо мною
На небe в ночной тишинe,
Здeсь пeсен мнe слышатся чуждые звуки,
Чужой здeс народ и язык
И счастью взамeну здeсь горечь разлуки
Со всeм , к чему с дeтства привык .


ПРИВEТ С ВУЛКАНА

С вершины дикаго вулкана,
Гдe я сижу, как часовой,
Я, вижу дали океана
И волн кочующих прибой.
О, волны, волны голубыя,
Откуда держите вы путь?
Вы страны видeли какия
И гдe хотите отдохнуть?
Вы без отчизны, без изгнанья,
С душой холодною всегда,
Не гложут вас воспоминанья,
Ничто вам вeчность и года.
У вась нeт счастия и горя,
Бы без заслуг и без вины
И средь пространств безбрежных моря
Как прихоть вeтра рождены.
Ничто вас в жизни не тревожит ,
Любовь и злоба чужды вам ,
Вас только буря тронуть может
И вы — летите к небесам ...
А я, как тысячи собратий,
Ушел от милых берегов ,
Оть крови, стонов и проклятий,
От страшных дьявола оков .
Но рай чужой, родныя дали
Затмить не сможет никогда —
Онe блестят , как луч в кристалe,
Хотя с тeх пор прошли года.
Вдали от родины и свeта
Во снe я часто вижу Русь,
Я к ней лечу мечтой поэта
О, ней страдалицe молюсь.
Увы. Мои подбиты крылья,
Мой меч не может ей помочь:
Напрасны были всe усилья,
Уж десять лeт как длится ночь.
Но вeрю я, как вeрю в Бога,
Наступит солнечный разсвeт
И ляжет ясная дорога
Пред ней на много, много лeт .
И я вас , волны, умоляю,
Прошу вас именем Творца,
Снесите вы родному краю
Привeт далекаго пeвца,
То с бeлой, грозной сeдиною,
То полны дивной синевы,
Играя с солнцем и луною,
Катитесь вы к брегам Невы
И ей скажите: с дальней Явы,
Гдe грозный высится вулкан ,
России счастия и славы
Желает всей душой баян .


ПРИВEТ

Гляжу я, как пeнится море,
За валом вздымается вал ,
А в сердце тоскующем горе,
Как в ранe с отравой кинжал .
Вал грозный и самый высокий.
Преград тебe на морe нeт —
Снеси же на сeвер далекий
Любимой России привeт .
Скажи, что ее, дорогую,
Я вижу в заманчивой мглe,
Что я безконечно тоскую
По русской любимой землe ;
Что мнить я себя не желаю
В прекрасной странe, но чужой,
И небо всегда умоляю,
Что б дало России покой.
Когда, же наступит то чудо,
Воскреснет великая Русь,
Как вал безпреградный, отсюда
Я тоже на сeвер помчусь.


ВЛАДИВОСТОК ПАЛ

Корабли, корабли, корабли.
Сколько вас в безграничном просторе?
Это дeти несчастной земли.
Уплывают в открытое море...
Пал послeдний родимый клочок ,
Гдe трехцвeтное рeяло знамя,
И надежду России — восток
Революции обняло пламя.
Пал послeдний российский этап ,
Гдe еще охранялась святыня,
Бeлых нeть на Руси уж солдат
И в руках коммунистов твердыня.
Над волнами спустился туман
И окутал он русския души...
«Курс держать, на Корею! В Гензан !»
Но дадут ли дойти им до суши?
Корабли, корабли, корабли.
Много вышло вас в синее море —
Это бeженцы русской земли
На чужбину везут свое горе.
1922


СЕРБИИ

Я тебя не тогда полюбил ,
Когда в скорбные русские годы
Твой народ у себя приютил
Моих братьев — изгоев свободы.
Я давно тебя стал уважать
За твой рыцарский дух палладина
И за то, что ты носишь печать
Безкорыстной души славянина.
Это было во время войны,
Когда в армии нашей народной
Дрались Сербии милой сыны,
Совершая поход безподобный.
Когда пробил печальный наш час ,
Когда крeпко враги нас зажали
И всe сразу оставили нас ,
Только сербы одни поддержали.
Хоть мала была сербская рать,
Да дышала к России любовью
И безропотно шла умирать,
Не торгуя пролитою кровью.
Я тебя не теперь полюбил ,
А в сибирской тайгe, под снeгами,
Гдe дрались, выбиваясь из сил ,
Твои дeти с Руси палачами.
1922


ЦАРЕДВОРЦАМ

Я вам пишу, холодные вельможи,
Вы, как удав , давили царский трон ,
Вы, как змeя, свои мeняли кожи,
Забыв , что есть воззмездия закон .
Я вам пишу — не вы-ль отлично знали,
Какой готовите Монарху вы удeл ,
Когда в салонах сплетни распускали,
Язвив Того, Кто лаской вас согрeл .
Вы знали — ложь губит сильнeе яда.
В момент войны она, как злая тeнь,
Ползла змeей от вас изь Петрограда
По всeй Руси, до дальних деревень.
Теперь судьбы познавшие удары,
Вдали от родины, свою спасая честь,
Вы пишите большие мемуары —
В них много лжи, но правды мало есть.
Я помню год , который был так смутен ,
Который дал России тьму невзгод ,
Но революцию не создал бы Распутин ,
Когда б Царя, как прежде, чтил народ .
И если б вы Монарху вeрны были,
Как долг велит придворному лицу,
Когда б о Нем вы правду говорили,
Мы не пришли б к печальному концу.
1927


УКРАЙНE

Не спeши отойти от России —
Кровь течет в наших жилах одна
И шумят понапрасну витии,
Что иная ты вовсе страна.
С той поры, как пришли к нам варяги,
Бросив скал скандинавских гранит ,
Гордо взвилися русския стяги,
Так преданье о том говорит .
У холма, гдe Аскольда могила,
В этом прадeдов честью клянусь,
Пробудилась славянская сила,
Расцвeла наша матушка Русь.
Не под стягом ли князя Олега
С Византии собрали мы дань,
Разбивали в степях печенeга,
Ткав истории пышную ткань?
Здeсь познали впервые мы Бога
И, душою вторично родясь,
3дeсь княжил справедливо и строго
Володимир наш Солнышко-князь.
Киев был чисто русской столицей,
Днeпр первою русской рeкой,
Раз eзжал здeсь с своею палицей
Наш Илья, богатырь вeковой.
Всяк , кто был преисполнен отваги,
Кто о златe мечтал и сребрe,
За ковшами пeнящейся браги
Собирался на княжьем дворe.
И не зная презрeннаго страха
По рeкам уходили бойцы
И гремeла с времен Мономаха
Русь отсюда на мира концы...
Время шло, как мелькают страницы,
Киев стал у подножья Москвы,
А потом двe старушки столицы
Преклонились пред чудом Невы...
Над Петром чтоб добиться побeды,
Его взлета боясь, как чумы,
Волновали коварные шведы
Малороссии вeрной умы.
Но примeром горя Кочубея,
Ты Иуды примeр не взяла
И, единую душу имeя,
Ты с Москвой, как с сестрою жила.
А вражда? То врагов лишь усилья,
Их востока смущал ореол ,
Гдe раскину ль могучия крылья
Наш двуглавый с короной орел .
И сь надеждой коварною втайнe,
Чтобы душу твою отравить,
Они шепчут о вольной Украйнe,
Чтобы наше единство разбить.
Но враги хоть коварны, да слeпы -
Нас сковали и кровь и века
И казнит за идеи Мазепы
Их воскресшей России рука.
Мы с тобою единая сила
И, пройдя лихолeтья этап ,
Все останется прежде как было:
Ты хохлушка, я русский кацап .
1928


ЖЕЛАНИЕ

Создать бы гимн такой, чтоб в небe тучи
Разверглись вмиг , дорогу звукам дав ,
В своем движении застыл зефир летучий,
Услыша пeснь торжественных октав .
Создать бы гимн , чтоб камни задрожали,
Чтоб звук его достиг Небес Творца,
Чтоб повернуть истории скрижали
И растопить холодныя сердца.
Чтоб звук его проник в страну полночи,
В страну кремлей и безконечных нив ,
Чтоб Русь, красавица, свои открыла очи,
Улыбкою ясною баяна озарив .
1928


ИНВАЛИДАМ

Грустить вам , родные, не надо,
Как брать вас утeшить берусь —
Вам чистая совесть награда,
Вы честно сражались за Русь.
Теперь, когда в чуждыя страны,
Ушли вы, чтоб молча; страдать,
Вам ваши глубокия раны
Послужат , как чести печать.
Теперь и на родинe бeдно
Под крышей разрушенных сел ,
Но скоро взовьется побeдно
Над Русью Двуглавый орел .
Домой вы вернетеся, братья,
Чтоб лавры героев пожать
И мать вам откроет об ятья,
Любимая родина-мать.
Пока-же священное племя
Любви к ней носите в груди,
Как нeкогда русское знамя
В боях вы несли впереди.
1928


ПОДАЙТЕ ИМ

Вдали оть родимого края,
От родины милой вдали,
Разбросана храбрая стая
Защитников русской земли.
Они за нее, как умeли,
С врагами сражались не раз
И пeсни орлинныя пeли
В побeды торжественный час .
Порою друзей хоронили
Под шелест старинных знамен
И вeрны, как рыцари, были
Традициям лучших времен .
А в грустные эти годины,
Они, проливавшие кровь,
Хранят на задворках чужбины
Святую к отчизнe любовь.
Она в них заложена Богом .
И выросла в нeдрах души,
Став твердым оплотом во многом
Живущим в безвeстной глуши.
Там просят страдальцы у Неба,
Моляся разбитой рукой,
Краюшку насущного хлeба,
Да тeлу больному покой.
Так вы, кто сгублен врагами,
Ужель не хотите подать,
Тому, кто, как нищий пред Вами,
Но с гордостью может стоять?
1928


КАППЕЛЕВЦЫ

Мы шли чрез горные хребты,
Остатки армии спасая,
Шли за Байкал , в район Читы,
К границe стараго Китая.
Ряды рeдeли каждый час ,
Остались только люди чести
И если мало было нас ,
То много было в сердцe мести.
Болeзнь преслeдовала нас
И паразиты заeдали,
Мы шли вперед — был дан приказ
И долгь мы свято исполняли.
Тайга, бураны и мороз
Смутить отважных не сумeли.
Судьба дала нам мало роз ,
Нас воспевали лишь метели.
Врагов желeзное кольцо
Пред нами уж не раз смыкалось
И смерть глядeла нам в лицо,
Но счастье все же улыбалось.
Никто нам дружеской руки
Не протянул в момент печали
И нас вездe сибиряки
Какь дерзких пришлецов встрeчали,
Мы шли вперед и каждый час
Нам нес сомнeнья и тревоги...
Молитесь близкие за нас ,
Чтоб Бог дал счастья нам в дорогe.
1920

Комментариев нет:

Отправить комментарий